вторник, 10 июня 2014 г.

Кукса. Посуда из дерева.

В городской жизни, в постоянной лихорадке спешки, все меньше и меньше остаётся места ножу и ножевой работе. Быстро нарубить провизии, что-то подрезать, где-то проколоть и все. Чаще за мультитулом тянешься, а поработать хочется именно ножом. Немного спасают выходы на природу, но они нечасты и все же не требуют постоянной ножевой работы, частный дом - вот где раздолье ножеману, но сейчас нет доступа к такому хозяйству или к даче.
Но тут на помошь приходит - хобби. В часности резьба по дереву, долгое время я игрался небольшими деревянными фигурками, особенно во время отпусков. И вот решил попробывать вырезать что-то более практичное, например ложку или что-то из посуды, тут-то мне и вспомнилась тема которую можно встретить на форумах посвященных бушкрафтингу - скандинавская (саамская) кружка - кукса. Хотя по правде, какой тут бушкрафтинг, если без специнструмента не обойтись? 
В сети полно подробных инструкций по вырезанию куксы, все достаточно просто, нужно взять кусок относительно мягкой, хорошо просушенной древесины, придать ему  при помощи пилы, топора и ножа форму чашки, затем выбрать внутренний обьем -  емкость для жидкости при помощи ложкореза или полукруглой изогнутой стамески (клюкарзы). Далее чистовая обработка наждачной бумагой и пропитка. 
Первая проблема - найти качественно высушенную древесину, она должна быть спилена живою и правильно высушена, тогда изделие на которое потрачено время и вдохновение не треснет в процессе использования. 
Вторая проблема - ложкорез и клюкарза. Фирменные импортные инструменты стоят сравнительно некислых денег. Можно купить у дедушек на блошином рынке, которые тачают их на продажу, но тут есть риски проиграть в лотерею. 
Я попробывал изготовить ложкорез самостоятельно, но пока до ума не довел, вроде простая вещь, а человекочасов требует значительно, особенно в домашних условиях.
В общем проблема решилась как нельзя лучше, я позвонил Петру Федоряке и заказал ложкорез у него. Оказалось что угадал на все 100 процентов, Петро умеет и любит делать инструмент резчика, так как сам увлекается этим делом. В общем инструмент у меня есть. Нож я использовал простой и надежный Мора №510 из всего ножевого арсенала он подходит наиболее всех.
Купив несколько брусков качественного дерева в одном интернет магазинчике, баннер которого присутствует у нас на форуме, я начал пробовать.
Первая кукса получилась маленькой по обьему, т.к. я был ограничен габаритами бруска.
Дерево - ольха, приятно режется, немного тверже чем липа. Я так увлекся что не фотографировал процесс, поэтому у меня осталась одна фотка, кукса перед пропиткой.


Приступая к вырезанию второй, я уже подготовился и постарался зафиксировать весь процесс.
Сразу отмечу, ложкорезом я пока не научился работать, не приспособился, надо попробывать на липе, а пока я использую в качестве инструмента "выборки" теслу, это такой инструмент бондаря для выбирания желобов в досках бочки, насаживается на черенок, но я использую её как полукруглую стамеску - клюкарзу.
Приступая ко второй куксе, я погорячился и выбрал твердую породу - ясень. Проблема ещё и в том что у ясеня стои имеют разную твердость, что усложняет работу. Но уж начал - пришлось заканчивать. Кстати, когда резал из осины, инструмент не правил и не подтачивал во время всего процесса, как только начал работать с ясенем - подтачивал и правил каждый день.

1 шаг. Разметка заготовки и выборка внутреннего обьема.



2 шаг. Пропилы для удаления лишнего обьема древесины с рукояти.


Лишнее - скалываем


3 шаг. Размечаем рукоять и сверлим отверстия для пальцев.



4 шаг. Придаем форму рукояти. Резьбу заканчиваем.



5 шаг. Шлифуем наждачной бумагой, полируем тонкой наждачной бумагой. Пропитка - пищевое льняное масло.



Пока я ограничен размерами кусков дерева, выходят не совсем чашки, скорее стопки с ручками, но на удовольствие от резьбы это совсем не влияет. Обе куксы были успешно оттестированы на 12-й Стальной Грани, все кто пропробывал, отметили, что употребление различных напитков из деревянной посуды приятно не только эстетически но и тактильно, особенно колоритно дегустировать из них медовуху.

Часть 8.
Часть 7.
Часть 5.
Часть 4.
Часть 3.
Часть 2.










Комментариев нет:

Отправить комментарий