пятница, 3 октября 2025 г.

Индейский бушкрафт. Terrasaur от Condor.

Настоящему индейцу
Надо только одного
Да и этого немного
Да почти что ничего... (с)

И снова мой товарищ и друг, купил нож для бушкрафта, а значит время резать древесину и писать обзор.
Производитель, молодой бренд "Condor Tool & Knife" 2004 года основания, от компании IMACASA из солнечного Сальвадора - крупнейшего регионального производителя скобяных изделий для сельского хозяйства (тяпки, лопаты, вилы, топоры, мачете и пр.) основанной в 1964 году немецкой компанией WKC Stahl- und Metallwarenfabrik из Золингена оснастившей её современным оборудованием и подготовив специалистов на своём производстве в Германии. Которая в свою очередь была основана в 1883 году в результате слияния двух компаний по производству и продаже мечей, Gebruder Weyersberg, основанной Вильгельмом, Петером и Иоганном Людвигом Вейерсбергами в 1787 году и WR Kirschbaum & Cie, основанной Вильгельмом Рейнхордтом Киршбаумом в 1862 году (по другим сведениям, ещё в 1430-х годах, но ещё очевидно его предками).  
Модель называется Terrasayr, когда уже провёл все тесты и собрался писать обзор, полез в сеть узнать что оно означает, узнал что нож выпускается уже шесть лет и в ю-тубчике есть выбор видеообзоров посвящённых ножу. К сожалению большинство весьма поверхностны, поскольку авторы в основном озабочены в какой степени дизайн спионерили у Гарберга от Муранива. И действительно, с первого взгляда, любому ножеману видны характерные для шведа детали, типа подвеса ножен, торчащий из навершия рукояти торец пластины фуллтанга, сканди-спуски и ромбическая насечка на рукояти. На этом, в общем то и всё, сходство заканчивается, но узнаваемость конечно остаётся. Помню эпический срач спор на ножевом форуме, когда несколько человек с яростью утверждали, что дизайн кизлярского Тарана украден у Пелтонена, доводы, что общего у них - только чёрный цвет клинка и рукояти, так и не смогли поколебать их искренней убеждённости. Я это нашёл забавным и даже изменил программу тестов на сравнительную, для чего сходил к волшебному сундучку и взял там Гарберг из углеродки (компания почему-то стесняется указывать марку стали, если это не шведский Сандвик, но другие источники указывают 1095 (может быть это какой-то местный аналог). Думаю что сталь покупают время от времени разных марок, где по выгодней, и поэтому оставляют эту информацию под покровом тайны, (Но нет, соврал, оказывается  теперь ввели систему кодов и по ним можно таки узнать марку стали). На самом деле, ножи с разницей в материале клинка углеродка/нержа в бюджетной ценовой категории от ответственного производителя для большинства задач будут резать слаборазличимо, я когда-то тестировал ту же Мору 511/546, проводил канатный тест ножей от Хултафорса, пользовался "трапперами" от Case. И поверьте это так. Но, ещё раз оговорюсь, это касается бюджетного класса, сложнолегированные суперстали типа К390, CPM 3V, СPM M4 кроют простые нержавейки как бык овцу (недавнее появление Магнаката и следом Магнамакса грозит настоящим переворотом в вековом противостоянии). Зачем спросите вы тогда продолжать делать ножи их углеродки? Да просто человеческая логика сильно зависима от стереотипов, кто помоложе, читает ножевые форумы, а там написано углеродка круче, кто постарше, помнит как в детстве у бабушки на кухне кухонники с чёрными клинками строгали палку лучше чем с блестящими. Но давайте не забывать, дорогие читатели, что нержавейка это весьма молодой материал, ему (безбожно округляя) сотня лет всего и та нежавейка на которой росли нынешние скуфы имела одно преимущетво, на кухне она не ржавела и это не упрёк советской промышленности, те же виксы, немцы, японцы 30-40-50 летней давности выпуска из обычной нержавеечки также весьма средне режут и держат кромку. В наше время сталевары заметно прокачали скиллы и на дешёвых ножах солидных производителей стоит сталь уровня АУС8, которая вполне конкурирует с простой углерордкой. Нельзя отрицать и исключения, какой-нибудь дотошный ножеман, достанет относительно дешёвый хигоноками с пакетом из Голубой бумаги на клинке и относительно недешёвый викторинокс, начнёт тыкать в лицо разницей в резе и кричать "Ну что, сука!". Или рукастый чел с любым кухонником из супермаркета в одной руке и косяком из пилы Робеля в другой. Ну тут только один вариант, шахматную доску на голову оппоненту и уносить ноги. За свои стереотипы, люди способны убивать, а внимательно слушать/читать способны немногие. Простите за много букв.


Вернёмся к ножу, как уже было упомянуто, это фикс-фуллтанг с литой пластиковой рукоятью (ну, формально - монтаж сквозной). Сканди-спуски на клинке намекают о специализации ножа - бушкрафт, туризм и прочий активный отдых в аутдоре. На сайте компании я узнал автора модели (вообще сайт надо похвалить отдельно, авторы любезно указывают не только дизайнера но и год выпуска модели, что очень удобно при оценке успешности ножа (ведь нож который не продаётся, как правило снимают с производства). Дизайнер Джой Флауэрс (Радомир Цветков), инструктор по выживанию, популяризатор активного отдыха, зоолог, энтомолог, охотник, рыбак и любитель спортивного метания ножей. Дизайнит режущий инструмент для Condor Tool & Knife, TOPS Knives, Artisan Cutlery. В общем - наш человек, глубокий практик, это чувствуется в продуманности концепции ножа и множестве мелочей и нюансов. Вот прошлогоднее видео с ним (с начала, во второй половине там другой дизайнер Кондора Джейсон Бриден).  


Клинок. Силуэт - дроп-пойнт с очень плавным подъёмом лезвия к кончику. Строй - натуральные сканди-спуски, без микроподвода, по словам владельца, у ножа из коробки на режущей кромке оставался заусенец. Длина клинка 109 мм. Ширина 25 мм., ширина спусков 5,5 мм. Толщина обуха 3 мм. Вычислим угол схождения, он же угол заточки - 31,65 гр. Финиш, спуски-поперечный сатин (думаю это просто следы гриндера, после чего пару раз прошлись по войлочному кругу - для блеска, но небрежно, заусенец, как сказано выше - остался). Материал клинка - углеродистая сталь 1085 (по свойствам примерно между привычных нам У8 и У10Обух - шлифованный, голомень имеет поверхность необработанного, катаного листа стали, но затонирована или легким травлением или фосфатированием.




Гарберг.  Силуэт клип-пойнт (прямой скос). Строй сканди-спуски с микроподводом. Длина клинка 107 мм. Ширина 23-24,5 мм. ширина спусков 6,5 мм. Толщина обуха 3,2 мм. Вычислим угол схождения - 28,5 гр. Материал клинка углеродистая сталь C100S - аналог стали 1095 немецкой компании Вельцхольц. Финиш - черное покрытие DLC, весь клиное, обух, голомень и спуски, кроме микроподвода, очевидно намёк пользователям, чтобы правили/точили только его, но нам закон не писан, рано или поздно покрытие со спусков всё равно сточится.




Рукоять. У Террасаура относительно простая, упор не выражен, у клинка есть почти незаметный наплыв, больше для фиксации в ножнах, чем для эргономики, к середине рукоять утолщается, спинка ровная, внизу выгнуто небольшим брюшком. 




У Гарберга рукоять пошире, с выраженными наплывами на навершии и у клинка, По объему она больше и для моей артритной ладони комфортнее. У обоих есть темлячное отверстие, но у Гарберга оно "дизайнерское", в форме несимметричной трапеции, а у Кондора - идеальной круглой формы и продевать в него, допустим стандартный паракорд - удобнее и легче Даже сложенный вдвое, это важно, о чем далее).


Выход хвостовика на навершие рукояти. У сальвадорца он более эргономичен, само навершие от спинки спускается к брюшку и хвостовик практически повторяет его форму, из-за чего он не так сильно мешает при упоре навершия в ладонь как хвостовик Гарберга. У которого навершие слабо выпукло и хвостовик торчит повыше. При работе с упором в ладонь его рёбра доставляют болезненные ощущения.


По эстетике, Гарберг конечно выигрывает, сделан очень аккуратно, у Террасаура присутствуют закоулки с "небрежностью мастера". Выглядит так себе, но на функционал и герметичность рукояти не влияет.



Эргономика. Рукоять удобная, очень маневренная в плане перехватов. Когда тестировал в голове крутилась фраза, у Гарберга - ухватистая, у Террасаура - перехватистая.




Ношение. Ножны у обоих литые, пластиковые, Гарберг имеет симметричные, амбидекстерные - ножны, он может помещатся в них как режущей кромкой вправо, так и влево. У Кондора ножны односторонние и для смены ориентировки, необходимо развернуть ножны, перестегнув в кольце подвеса. Вес Гарберга в ножнах 208 грамм, чистый все ножа 170 грамм. Террасаур в ножнах 174 гр., без 126 гр.




Как видно на фото, петля ножен Гарберга рассчитана, максимум на 71,5 мм ширину ремня. Террасаур на 41,5 мм. Что в общем-то на сегодняшний день вполне достаточно, но, если в поля вы носите нечто пошире городских тактических ремней, то унывать не стоит. Как поётся в песне вокально-инструментального ансамбля "Ноль": "Если ты чувак индеец - Ты найдешь себе оттяг. Настоящему индейцу, завсегда везде ништяк!" Нам может помочь петелька из паракорда, которая кроме расширения петли подвеса, преобразует его из жесткого в свободный. Ну или можно сходить к знакомому шорнику и заказать широкую петлю подвеса с сцепкой через карабин или кольцо.


Ещё один полезный скилл даёт вариант петелька из паракорда, при необходимости её можно снять с петли и продеть в темлячное отверстие для удобного использования ножа в качестве рубящего инструмента.


Фиксация в ножнах. У Гарберга она заметно слабее, чем у Террасаура, который входит жестко с щелчком и вытрясти его из ножен невозможно. Швед пытается щёлкнуть, но выходит слабо и при энергичном встряхивании ножнами он легко вылетает. Но у этого иня, как всегда есть свой янь. Извлечение из ножен разворачивает ситуацию на 180 градусов. Гарберг за счет слабой фиксации, наплывов у навершия, косплеящий грибок финки извлекается из ножен отлично. А вот индеец плотно защёлкнутый и имеющий сужающееся навершие рукояти, лично мне вытащить из ножен одной рукой очень трудно, не смотря, что заботливый Джой Флауэрс сделал на них упор для большого пальца. Тут надо вязать на рукоять стационарный темлячок с бусиной и тогда всё работает веселей.


Вентиляция в ножнах шведа конечно красивее сальвадорской, там как дырочки в свином пятачке...


Упаковка. Она шикарна. Картонная коробка из под бананов из толстого гофрокартона.





Наклейка, напоминалка про уход во избежание коррозии и каталок продукции.










 Тестирование.

Конечно же для бушкрафт-ножа, на первом месте работа с древесиной, бутеры можно и шейником нарезать, если вы человек не обстоятельный, в противном случае у вас будет с собой "полевой кухонник", а если и обстоятельный и инстаграммщик, то конечно же "сербский" нож. Чтобы шинковать салаты, резать стейки и красиво разбивать яйца для видеороликов на фоне водопада.
Итак, палка Кочанского, режет Террасаур, режет отлично, свежая ветка робинии позволяет получать от работы радость и удовольствие. В финале подключился Гарберг выполним прорезной паз. После чего ножи были заправлены на бритвенную остроту. Далее работали в паре, выполняя поочерёдно основные виды пазов, насколько позволяла длина ветки. На фото снизу вверх с начала первая, про которую писал, потом совместные, они симметричные, робиния и вяз.


Что можно отметить, по итогам. Террасаур и Гарберг режут и строгают, примерно одинаково, одинаково хорошо (это про рез "легкой" и "сложной" древесины), первый чуть лучше, мне показалось он термичен немного на большую твёрдость, плюс может быть (всё на уровне моих ощущений) чистый "сканди" отигрывает свою партию. Сужающийся к кончику клинок индейца удобен в узких местах, более широкая "косая стамеска" шведа имеет свои преимущества в ряде случаев. Маневренная рукоять Террасаура хороша при перехватах, когда надо деликатничать, наплывы на навершии и у клинка, у шведа (думаю что был взят пример с модели №105, великолепного ножа для резьбы по дереву) фантастически повышают комфорт работы. 


Далее, без правки, перешёл к полюбившемуся тесту "перережь брёвнышко", на износоустойчивость РК.  Кусок поленца, спиленной весной берёзы, остался после теста Фокса с дизайном Роберта Френковича Терзуолы.
Работаем индейцем, рез - отличный.



Следом швед. Ему попался крупный сучок, очень сухой и как водится очень твёрдый. Поленце он в результате дорезал, но сошёл с дистанции. На участке перед подъёмом к кончику клинка участок в 20 мм. с хорошо видимыми сильными заминами, да и по остальной кромке в оптику всё равномерно блестит. Я потом долго колдовал с коричневой керамикой чтобы восстановить остроту РК



Террасаур сохраняет рабочую остроту, и я продолжаю. Счёт по полену 2 :1 в пользу индейца.


Но после победы (до правки обоих ножей) я вырезая из липы шары для перебирания в ладони (раньше продавались такие с какой-то дробью внутри, типа успокаивают, воздействуя на акупунктурные точки) понял что в общем, работа обеими не доставляет радость и удовольствие по причине недостаточной остроты.


В принципе, картина ясная - Одесса красная, но у меня выкроился ещё кусок времени и я нашёл на балконе кусок берёзы, очень старый, шесть или семь лет сушки (а то и более, что вспомнит). Заправив Террасаур на бритвенную остроту, решил вырезать шары побольше размером. Вот ещё один пункт тестирования по древесине, который мне очень понравился, наравне с палкой Кочанского и рукояткой финки, шар в плане трёхмерной резьбы интересное задание и нож работает гораздо более разносторонне, чем просто прорезать полено Тут толково просушенная берёза показала себя как надо, шары я почти вырезал, но перемычку оставил, так прикольней, обозвал "концептуальной скульптурой" и выложив в инсту, назвал "Гантеля", режущая кромка индейца выглядела тоскливо, блеск и замины, нож однозначно тупой (для сухой берёзы, ессно, колбаску и хлебушек с луковицей он нарежет без вопросов). Берёза такая деревяха, что чем дальше сохнет, тем твёрже, но не настолько, как начинает заметно сильнее садить РК. 


Восстановление остроты. Правится клинок отлично, что собственно является одним из качеств стали 1095, правил белой керамикой от спаевского Триангла или коричневой керамикой от Лански (собачья косточка).
Ферроцериевое огниво. Один видеоблоггер, жаловался что Террасаур не высекает искры гранью голомени и обуха, даже советовал работать гранью спусков на кончике ножа. У меня всё сработало нормально, салфетка загорелась от хорошего снопа искр даже быстрее, чем от штатной тёрки к огниву. Да, Гарберг тоже молодец.



При перехватах за клинок, мне постоянно мешали уголки в начале спусков с голомени, а вот у Гарберга, там уголков нет. Вроде мелочь, а поди ж ты...



Основные выводы. Сразу хочу сказать, по поводу вопроса который всплыл в самом начале: эти ножи однозначно разные, как яблоко и апельсин. Тут и не пахнет никаким подражанием, возможно (я могу только предполагать), дизайнер когда-то познакомился с Гарбергом, поработал и сказал: "а я бы сделал не так...". И что характерно сделал. Такой вариант я не считаю ни подражанием, ни заимствованием, это творческое переосмысление, мне такое нравится, поскольку тут нет тупого копирования с целью продать "своего гарберга", а совершенно очевидное желание сделать лучше на основе своего опыта, навыков и идей. Кондор, по моему мнению имеет более "бушкрыфтовский" клинок, который поинтересней для резьбы, Гарберг более универсален (он и заявляется производителем как "нож выживания"), а значит в узких специализациях уступает, но когда необходимо строить нечто серьёзнее простого шалаша и бить колотушкой по обуху и навершию рукояти выбивая на манер стамески большие пазы в брёвнах он однозначно лучше. И рукоять, лично мне, у шведа удобнее по совокупности свойств, но у индейца она по своему хорошая. Ещё важный момент, за всё время тестирования (а бывало по три-четыре часа кряду непрерывной работы) я не заработал на ладонях ни одной водянки. И это при том что рукояти из вполне себе твёрдого пластика. 
Всё таки обзор про Террасаур от Кондора, надо сказать про него отдельно. Могу однозначно рекомендовать, как очень продуманный и грамотный нож для бушкрафта от практикующего опытного в теме специалиста. Качество на высоте, пусть обработка поверхностей и внешний вид отливки из пластика попроще шведского, но по функционалу, он реально в уровень. При этом, держитесь за подлокотники - он в два раза дешевле Гарберга. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий