вторник, 4 июля 2017 г.

Обзор ножа Грызун-2. От ножевого дизайнера Дениса Морозова.

Нож в скандинавском стиле, подкупающий лаконичностью дизайна. Конечно же встреча была не случайна, я уже писал обзор про карапет Грызун, так получилось что название для ножей пришлось подбирать мне , в силу патологической лени автора этих ножиков, Дениса Морозова, известного также в узких ножеманских кругах как Den777. Вот так и сложилась ситуация что ножик вполовину меньший базовой модели имеет оригинальное название, а базовая модель идет с приставкой "-2", все это по причине хронологического наименования ножиков оказавшихся у меня в руках. В общем, у меня уже более полугода, постоянно со мной на всех выходах в поле и соответственно поработал не мало. Поэтому специально тестировать для обзора особого смысла не было и я ограничился совсем небольшим тестом, скорее отдал дань традиции.
Итак, собственно основные ТТХ:



Длина клинка: 105 мм
Ширина клинка: 20,5 мм
Ширина прямых спусков 11 мм.
Толщина в обухе: 2,5 мм
Сведение к началу подводов: 0,3 мм
Материал клинка: быстрорез (состав стали засекречен мастером, но были тонкие намеки на немецкий аналог М2). Силуэт клинка - прямой обух. Строй клинка: скандинавский (с подводом к РК).




Длина рукояти: 110 мм.
Дизайн рукояти: Тапио Вирккала



Ножны кожаные с уже традиционно жестким подвесом под ширину дамского пояска для шириной в мизинец. На самом деле, конечно же -  для подвеса на шнурке.



Дизайн ножа в целом - лаконичен, красив и просится в руки. Работать такой рукоятью - одно удовольствие, эргономика зашкаливает.



Геометрия клинка продуманная - прямые скандинавские спуски с подводами. Такой выбор обусловлен стереотипами о повышенной хрупкости быстрорезов. Как показал последующий опыт использования, быстрорез быстрорезу - рознь. И данный материал клинка сохранив и твердость и резучесть продемонстрировал похвальную вязкость и не предрасположенность к выкрашиванию.



По поводу стойкости режущей кромки. Как-то весной, мне сообщили что пора выбрасывать ковер, который лежал на полу в кухне, на протяжении более шести лет. Поскольку не хотелось возиться в лифте с целым ковром свернутым в рулон, я задумал порезать его на небольшие куски, форматом примерно А-3 и вынести их в полиэтиленовом мешке для мусора. Пол покрыт керамической плиткой и ходить по нему было прохладно, поэтому в свое время и постелили ковер. Естественно что его регулярно подметали и немного реже, но тоже регулярно пылесосили. Но как только я начал его резать, то сразу понял что в нем неимоверно много мельчайшего песка, который при резе начал сыпался на плитку пола. Плюс, ещё очень жесткая основа ковра. Испытание тяжелое для любого ножа, понимаю что звучит несколько категорично, но могу заверить, исходя из личного опыта, большинство ножей из сталей "среднего класса" споткнулись бы на первых сантиметрах разреза и на этом вышли бы из строя, не в состоянии продолжить работу. Грызун-2 после первых 3-4 кусков уверенно заблестел по всей длинне РК и резать стал раза в два-три хуже. Пожалуй только природное упрямство и мускульная сила (которую пришлось задействовать в полной мере) позволили дорезать четвертый кусок. Далее - интенсивная правка в течении 5-6 минут на белой керамике Спайдерко. РК снова в рабочем состоянии. И опять после нескольких отрезанных кусков режущая кромка блестит как обух викторинокса. Снова яростная правка на белоснежном трехгранном стержне и снова несколько кусков ковра. Честно говоря, порезав на куски половину ковра, возникло сильное желание плюнуть и не мучить ни себя ни нож, ни ковер. Но азарт тестера уже завладел мной и я принципиально решил закончить задуманное. Пока за спиной мне не начали намекать, что пора заканчивать мои творческие приседания и продолжать генеральную уборку. Последнюю четверть ковра я нарезал на полоски (основа ковра была соткана так что направления реза с разницей в 90 градусов, давали разное сопротивление материала), которые свернул в "роллы" и они успешно поместились в 160 литровый мусорный мешок.
Итого: материал клинка показал себя с лучшей стороны. Он на весьма приличном уровне резал очень абразивный и сложный материал, буквально на глазах убивающий РК во время работы. При том, что пережил несколько практически полных затуплений, не позволявших продолжать работу, такое же количество правок, не дав при этом ни одного (!) выкрашивания на режущей кромке. Правился относительно быстро, полностью восстанавливая работоспособность ножа.
Ну, про продукты питания даже особо писать не буду, режет все что ест человек и прочая скотина. Кстати, ранее часто бывая на сельском рынке на юге Киевской области, обращал внимание что торговцы свежим мясом и салом предпочитают самодельные ножики с клинками из рапида.



Тестирование для обзора. Как уже указывал, отдавая дань традиции было решено провести небольшое тестирование на камеру. Программа предельно короткая, поскольку нож я к этому моменту знаю как облупленный. Программа (за исключением канатов и высекания искры из обуха кремнем) такая же как у Дейва Кентербери для бушкрафт-ножиков.



Канат пеньковый: нужно сразу отметить, что перед тестом я нож специально не точил, честно говоря вообще не помню когда я это делал. В самом начале я было взялся уменьшить родное сведение к РК, но потом отвлекся и забыл. С тех пор нож общался только с белой керамикой. На видео видно что нож елозит по канату, не проваливается от одного прикосновения, тут надо в сотый раз сказать, что канат побеждает в первую очередь геометрия, а подвод тут только мешает.
Канат манильский: тут вообще ситуация намного жестче, путем множества проб установлено, что манилу нормально способен резать только классический сведенный в ноль скандинав, т.е. частный случай идеального клина. Поэтому на видео я заметно потею отпиливая эти два кусочка.
Батонинг: без сучка и задоринки, полешки послушно покололись, клинок и не пикнул.
"Буратино" для растопки - хорошо и уверенно, идеально - опять таки только классическая финка " в ноль", говорю как любитель вырезать по дереву.




Вторая часть разведение огня при помощи обуха ножа и ферроцериевого стержня. Тут еще тестируется материал для растопки:
Первый вариант тонкие пленки с поверхности берёзовой бересты, очень похожие на папиросную бумагу, скомканные и растертые в ладонях. Около десятка чирков и огонь загорелся.
Второй вариант: сухая трава, также растертая в ладонях, сравнимое с первым вариантом количество снопов искр и трава занялась пламенем.
Третий вариант: распушеный пеньковый канат. Тут лирическое отступление. Дело в том что между съемками 1-й и 2-й части теста прошло несколько дней (пока я нашел ферроцериевый стержень среди своего барахла) и накануне вечером, над местом съемки прошел не долгий но сильный дождь. Когда мы с оператором пришли на поляну, остатки каната были влажные, они успели просохнуть на солнышке на считанные минуты пока я их распушивал и готовил остальные материалы для съемки второй части.
Так вот, комок волокон пеньки вспыхнул с одного чирка! Эффектно, как будто это был комок хлопковой ваты. Таким образом нужно признать пользу совета Дейва Кентербери, иметь в составе снаряжения веревку из натуральных материалов, т.к. кусочек её можно использовать для разведения огня.


Из недостатков ножа - естественно предрасположенность материала клинка к коррозии. Рапид не стремится ржаветь как простое железо, но и не любит халатности. Сунете мокрый ножик в ножны и забудете на пару дней - глядишь и появились рыжие пятна на спусках и плоскостях клинка.






Комментариев нет:

Отправить комментарий