понедельник, 12 октября 2020 г.

Теперь это мой косяк. Kiridashi Kanetsune Seki.

 Ну всё. Теперь могу напялить шелковое кимоно, взбить бамбуковым помазком зеленого чаю, сесть на циновку и облокотившись на столик из древесины магнолии, неспешно сочинить хокку...

Косяк журавлей уходит на юг

Поэт из меня, как из буквы - матюк.

Плачу и пью, как раздутый индюк...


Простой ламповый нож-косячок от ТМ Kanetsune. Бренд впечатляет разнообразием продукции от профессиональных поварских ножей, охотничьих, туристических ножей и топоров, скелетников и складней, (даже появилось современное прочтение хигоноками с лайнер-локом) до ножниц и орехоколов.  Ранее я не совсем понимал традиционную одностороннюю геометрию японцев. Пробовал давным-давно кухонные ножи, но не пошло, было непривычно и неудобно. Потом поработал по дереву якутами и здесь - вполне понравилось. И вот когда попался этот косяк, я решил, надо брать, но задумался, а какую нишу он займет?

Kiridashi-knife. Приехал с Ламнии в простом кулечке. Модель KB-612.

На деревянных ножнах, наверное очень информативная наклейка, но кто в японском не силен, поймет мало.


Клинок - классический косяк, с немного усеченным кончиком. Строй - традиционный японский , прямой спуск с подводом справа и "ровная" (слабо-вогнутая) по всей ширине сторона клинка слева. Матерал - углеродистая сталь SK-4 (аналог У10). Толщина обуха 2,5 мм. Общая длина клинка 73 мм. Длина РК 49 мм.


Рукоять овального сечения, как и ножны сделана из дикой вишни (по информации на сайте производителя). Обработаны просто, очевидно есть какая-то пропитка, но гладкой лаковой поверхность нет.



Черный пластиковый больстер, для защиты торца рукояти со стороны клинка (а возможно просто прикрывает отверстие под хвостовик, не эстетично залитое клеем). Кстати клинок сидит очень крепко, пробовал расшатать, куда там...


Эргономика отличная, рукоять овальная в сечении лежит в руке как молотковым, так и фехтовальным хватом, а для другие этому ножу, особо не к чему...



Взялся им работать, понял что односторонний спуск совершенно не вызывает вопросов в самой разнообразной работе "на подхвате" в мастерской для которой мы используем нож-косяк. Он хорошо работает по древесине, вырезая пазы на палке Кочанского, удобен для выравнивания поверхностей, граней и углов. Великолепно точит карандаши, ловко скользя по из поверхности плоским спуском. Лихо обезглавливает ПЭТ - бутылки. 


Пару раз перерезал манильский канат - очень недурственно, одним катом, без подачи. Порезал исключительно "на ощущения" без прицела на количественный результат.


После беспорядочного реза всего, до чего смог дотянуться, вернулся к древесине, сейчас дорезаю чашку и решил не шлифовать внешнюю сторону березовой куксы, оставив на стенках следы резца (шлифовка занимает львиную долю в рабочем процессе изготовления деревянной посуды). Тут оказалось что нож успел потерять первоначальную остроту. Править на керамике не стал, японцы же охрененно твердые, а значит хрупкие. Только водники! Так призывают все адепты резаков страны восходящего солнца.  Стал точить, не подготовившись по теории, как якута - только с плоской стороны. Но нож не бреет и все. Пошел на ю-туб, нашел ролик как правильно затачивать японские ножи, подточил правильно, нож бреет.
Кстати, адепты в данном случае оказались неправы, сталь не хрупкая, ничего не сыпется, можно спокойно править на белой керамике, только следить неустанно на правильностью углов.



Подводя итоги, можно рекомендовать этот девайс для знакомства и экспериментов над ножами в японской традиции, самое главное в этом - отсутствие жалости к подопытному. Он не дорог и его всегда можно превратить в простой и привычный сапожный косяк вполне отечественной ножевой архитектуры.
А пока определил его в состав инструментов по древесине, по крайней мере с зачисткой поверхности относительно мягкой березы он отлично справляется.


1 комментарий: