Не каждому дан дар, безмятежным наблюдателем, познать дзэн и непрерывно наслаждаться гармонией красоты окружающего мира. Часть людей попав в дикую природу, городской парк, в гости на дачный участок через короткий промежуток времени после испытанного восторга от открывшихся красот, ощущают на подсознательном уровне все более усиливающуюся жажду творческой деятельности. Для сохранения душевного равновесия в процессе ничегонеделания, люди в процессе общения друг с другом, забыв о повседневных хлопотах, совершенно незаметно для себя начинают занимать руки какой-либо работой, девочки - рвать травинки, цветы и плести из них косички или веночки, собирать опавшие листья и составлять из них сухие букеты, мальчики переловив все живое и показав это девочкам, в конце концов находят сухую ветку и начинают строгать её ножом. Когда "просто строгать" уже не приносит должного уровня творческой самореализации, из дерева вырезают различные фигурки, с начала несложные - геометрические, ну а затем переходят и к скульптурным формам. На этом пути приходит понимание, что не так-то просто, вырезать именно то что хочется, одним лишь ножом. Оказывается, для резьбы существует множество различных инструментов, для вырезания разнообразных завитушек и закоулков. Тут и возникает проблема - творчества хочется, а тележку с инструментом в лес катить не хочется совершенно.
Нанося визиты в магазин инструментов для резьбы по дереву, я как то увидел там складной многопредметный нож американской компании Флекскат со стамесками и клюкарзами (стамески с различными изгибами рабочей части) в своем арсенале. Идея меня сильно впечатлила, как впрочем и цена. Резко контрастирующая своей высотой с ценой классических, нескладных стамесок этого производителя. Спустя время, я наткнулся в Интернете на почти полную копию этого складничка, идентичный набор инструментов был пересажен в рукоять в стиле американских олдтаймеров. После некоторого времени безуспешных поисков и ожиданий, я очень неожиданно, но весьма приятно получил его в качестве подарка на ДР от камрада Макса Докучаева, известного в узких кругах торговца ножевым изюмом.
И вот, он в моих руках. Изготовлен трудолюбивыми гражданами КНР.
Материал инструментов: китайская сталь 65Mn, судя по химсоставу является аналогом советской 65Г. Углерода 0,62 - 07%, Кремния 0,17 - 0,37%, Марганца 0,9 - 1,2%.
Материал рукояти: сконцевые пружины сделаны из нержавеющей стали. Лайнеры, шайбы из латуни, притины - из нейзильбера. Накладки рукояти - пластик, тактильно похожий на нейлон.
Длина рукояти 110 мм. Толщина рукояти 17 мм.
Конструкция шести-рядный слип джойнт. Шесть инструментов - шесть сконцевых пружин.
Инструменты:
1. Нож. Клинок типа ворнклифф или как называют резчики "богородский" Строй клинка весьма специфичен, тонкая пластина стали с короткими спусками-подводами, по типу того что ставят на скальпели со сменными клинками. Длина режущей кромки 37 мм. Толщина обуха 1 мм.
2. Стамеска прямая, плоская. Ширина рабочей части 7 мм. Как видно по фото, режущая кромка не ровная, а скорее полукруглая. Толщина обуха 1,2 мм (как и у всех остальных инструментов, за исключением ножа).
3. Штихель. Стамеска с V-образным сечением, в отличие от классической, рабочая часть развернута на 90 градусов к рукояти, что обусловлено конструкцией складного ножа.
4. Полукруглая стамеска. Ширина рабочей части 5 мм. Радиус окружности 2,56 мм.
5. Клюкарза. Полукруглая стамеска с измененным углом рабочей части. Тут опять за счет конструкции ножа, она развернута на 90 градусов к рукояти (по горизонтали) и на 45 градусов (по вертикали).
6. Кривой нож. Дело в том что я не знаю как называют такой инструмент резчики, поскольку больше нигде такого не видел, возножно это придумка конструкторов компании Флекскат, откуда этот нож и скопирован. Изгиб недостаточен для ложкореза, нож по сути односторонний и по справедливости должен иметь зеркальный дубликат. Но как говорится нет ничего совершенного. Назовем это полукруглой стамеской с боковой заточкой.
Тестирование. Поскольку август заканчивается и время поджимает, я не стал замахиваться за скульптурные шедевры. Для тестирования взял сухой липовый брусочек с целью попробовать инструменты по несложным задачам, как правило этого достаточно для оценочного мнения.
Итак номер первый, "богородский нож". Угол заточки чуть меньше 30 градусов, для дерева это многовато, да и качество заточки не идеально. В общем липу он режет, но с карвинг-ножиками Моры сравнивать просто смешно. Для комфортной работы - перетачивать на меньший угол.
2. Стамеска прямая, плоская. Ширина режущей кромки 4 мм. Соответственно угол в районе 15 градусов. Типичные задачи: выборка пазов, канавок, зачистка в узких местах. Выбрал прямоугольный паз глубиной примерно 12 мм. Работает неплохо, но заточить все же нужно. После использования стандартных, нескладных стамесок, непривычно чувствовать, как при работе, когда нагрузка идет хоть немного вправо, начинает складываться в рукоять и нужно её придерживать.
3. Штихель. Типичные задачи: неглубокие канавки (узоры, орнаменты, надписи). Одна сторона V-образной РК практически не заточена (прилично блестит (но возможен и вариант с затуплением об сконцевую пружину) поэтому глубоко в дерево не заходит. За счет поворота на 90 градусов к рукояти, удобно работать "картофельным хватом", упираясь большим пальцем в заготовку. При этом нет проблем со сконцевой пружиной (складыванием инструмента), так как нагрузка идет в её сторону. По фото видно что сильно махрит дерево - заточка не годная.
4. Полукруглая стамеска.Типичные задачи: канавки с полукруглым сечением (узоры, орнамент, надписи), выборка вогнутых сеферических или сложных форм в барельефах или скульптурах. С таким размером будет неплоха в резьбе чайных ложечек. Работает неплохо с поправкой на складывание (теперь уже при нагрузках влево, так как расположены на другом конце рукояти), заточка более качественная, но заправить не мешает.
6. Кривой нож. Типичные задачи: затрудняюсь сказать, поскольку инструмент не традиционный, возможно резать некие сферические вогнутые грани на брусках или торцах не толстых дощечек, как я понимаю - по ситуации. Попробовал выбрать черпало ложки - получилось очень неглубоко, дальше необходим зеркальный дублер. Мешает близкое расположение к достаточно толстой рукояти.
5. Клюкарза. Типичные задачи: выборка объема (ложки, куксы, прочие виды трехмерной резьбы). Пожалуй тот инструмент, который здесь понравился больше всего. Работать хорошо и удобно, за счет достаточного выноса рабочей части от рукояти она не мешает резать в любых направлениях. А за счет поворота на 90 градусов к рукояти значительно повышается эргономика инструмента.
Недостатки: штихель, клюкарза и "полукруглый нож" в сложенном виде смотрят режущими кромками вниз, при работе вы естественно сжимаете рукоять и прижимаете РК этих инструментов к сконцевым пружинам, тем самым нанося им повреждения. Поэтому приходится постоянно контролировать себя отвлекаясь от резьбы.
Общие выводы: Естественно это не профессиональный инструмент, ни по эргономике (тут мы платим за компактность), ни по качеству (тут мы платим за бюджетность) сравнивать его нельзя. За то мы можем положить в кармашек вполне рабочий ножик с инструментами, дающими нам радость трехмерной сферической резьбы, то что его величество нож - нам дать не может.
Общие выводы: Естественно это не профессиональный инструмент, ни по эргономике (тут мы платим за компактность), ни по качеству (тут мы платим за бюджетность) сравнивать его нельзя. За то мы можем положить в кармашек вполне рабочий ножик с инструментами, дающими нам радость трехмерной сферической резьбы, то что его величество нож - нам дать не может.
Комментариев нет:
Отправить комментарий