понедельник, 21 мая 2018 г.

Обзор ножа Якутик, мастер Роман Тесля.

В общем, я достаточно консервативен в выборе рабочих ножей и почти всегда опаздываю за ножевой модой, не считая естественно тестов и обзоров новинок. Поэтому я пропустил основной подъём интереса ножевой тусовки к якутским ножам. На вид и функционал довольно специфические и естественно, как и все этнические ножи они сформированы и географическими условиями и повседневными задачами конкретной группы людей (целого народа) и конечно же условиями изготовления инструмента. Написано об этом немало, у меня вряд ли получится лучше.  Все же "якуты" манили меня, и приглядываясь к ним на Стальной Грани, я постепенно дозревал. Помня ещё по общению на Первой Русской, что якуты очень уважали резьбу по дереву, причем не плоскую, а скульптурную, давно хотел попробовать их инструмент в этой роли.
И вот, на выставке Мастера Стальной Грани, мне очень приглянулся небольшой якутик у мастера Романа Тесли. Роман Тесля мастер из города Горишние Плавни (Комсомольск) что на Полтавщине. И вот, пока я ходил и окончательно дозревал, ножик нашел себе нового хозяина и "сделал мне ручкой". Пришлось договариваться про "точь в точь такой же". И наконец на юбилейную 20-ю СГ он ко мне приехал.



Клинок из У7.



Рукоять из  ореха . Овальная в сечении, с легким конусом к клинку.



Ножны традиционного покроя (не из бычьего хвоста конечно, но это и не оговаривалось). Сделаны из хорошей кожи, пошиты очень качественно, в использовании удобны, нож сидит "как влитой".





Работа. Приобретался именно для неё, как уже писал выше, для вудкарвинга. По дереву работает бодро, отлично строгает (ну тут собственно все очевидно, все под это "заточено") выпуклым спуском. Правой стороной клинка отлично ровнять поверхность, зачищая от неровностей. Вглубь деревяхи он конечно же лезет неохотно, толщина не пускает. Тонкий узкий кончик - для работы по мелкой деталировке, широкое основание клинка для силового реза/строгания. Все неплохо, но когда всю жизнь работаешь ножиками с симметричной геометрией, якуткая геометрия начинает "ломать" привычную моторику. Похоже на ощущения когда первый раз пользовался японским традиционным кухонником: вроде все понятно и для чего и как, а руки  не "заточены" и неудобно работать. В результате, японец на кухне так и не прижился. По якуту, все же проще, для резьбы используется и не такая экзотика, большинство инструмента - специализировано под одну, максимум две задачи и здесь хоть и нужно привыкать, но плюнуть и отложить в сторону желания не возникает. Сразу чувствуются как специфические неудобства присущие несимметричным клинкам, так и выдающиеся удобства благодаря этой же не симметрии. Скорее хочется расширить функционал, в этом случае симметричность достигается расширением состава инструментария. Думаю про заказ брата-близнеца с зеркальной геометрией, где дол на левой стороне клинка, а выпуклый спуск на правом, должны будут органически дополнять друг друга. В общем я доволен, ни одного неприятного сюрприза, нож по дереву работает ровно так как я и предполагал. Работать приятно, углеродка грызет дерево как голодный термит, рукоять простая - ничего лишнего, удобная и эргономичная. Фотографируя ножик для обзора, заметил у заготовки лишнее утолщение на черпале, решил подправить, через десять минут опомнился, что я уже ничего не фотографирую, а стою и вырезаю ложку.



Комментариев нет:

Отправить комментарий