Накануне нового 2019 года, на новогодней распродаже увидел знакомые ножики Норд и Норд малый. Не устояв перед вкуснейшей ценой, приобрел их себе и раздумывал писать ли обзор. Но поскольку, статистика посещений странички показывает что люди регулярно ищут и читают обзоры по достаточно древним моделям, решил написать, тем более что этот обзор будет не совсем обычным, наверное впервые в центре внимания оказалась рукоять. Безусловно, в любом ноже важен весь комплекс параметров ножа и как правило львиную часть внимания уделяется рабочей части - клинку и его рабочим свойствам. Здесь же ситуация для меня складывалась своеобразно. Более десяти лет назад, когда у Кизляра вышла новая серия ножей с эластроновыми рукоятями по мотивам "финочных" с грибком и ребрышками имитирующими подпальцевые выемки.
Такой дизайн мне сразу глянулся, и я конечно же выбрал модель с самым большим клинком - Таран. На ножевых форумах развернулись дискуссии, откуда производитель спионерил дизайн, особенно позабавили некоторые персонажи, увлеченно доказывающие что нож скопирован с ..... Пелтонена. на вопрос что же у него общего с "оригиналом" кроме цвета, многозначительно молчали.
Но, впрочем вернемся к ножам. По Тарану я даже написал короткий обзор (он пропал на предыдущей версии моей странички), погонял его по легким домашним тестам и конечно же таская на частые в то время шашлыки выходного дня, где однажды взялся метать Таран в ствол сухой сосны, совершив при этом пару сотен бросков, не все из которых были идеальными и частенько (по мере увеличения дозы алкоголя в организме) нож прилетал в дерево рукоятью или плашмя. У многих крепких ножей из более традиционных материалов при таких нагрузках начинались необратимые разрушения рукояти, всей конструкции а то и клинка. Таран же прошел это испытание, без каких-либо изменений.
Прошло совсем немного времени, наступил новый 2008 год и ему пришлось ехать со мной в командировку. Что там командировку, в настоящую полевую сезонную экспедицию, на антарктическую станцию Академик Вернадский, о. Галиндез Аргентинского архипелага. Причем не на лабораторную/станционную работу, а на выполнение полевых выходов. Некоторые зимовщики, проведшие там полный год зимовки, немного завидовали нам, сезонникам, за возможность осмотреть множество интересных мест в радиусе (до 30 км) доступности надувного Зодиака. Таран неизменно входил в состав моего полевого снаряжения, в качестве основного ножа (конечно же там присутствовал и мультитул, и клипит но уже в качестве вспомогательных инструментов). Использовался постоянно и без особого пиетета (на него просто не было времени). Нож не доставил никаких дополнительных хлопот, что ножны, что клинок, что рукоять не требовали особого ухода, при том что погода в преобладающем числе случаев была скорее плохой чем хорошей и мы часто возвращались вымокшие "до нитки" в морской воде. Ржавели только заклепки на ножнах, кожа пропитана так, что морская вода не произвела никакого воздействия. Рукоять не боится падений на пол, на снег, лед, скальные породы (причем иногда - с весьма острыми гранями).
Немного фото с мест событий.
Возле колонии пингвинов Дженту
С гильзами от британского Ли-Энфилда - следы охоты на тюленей (в года когда это было не запрещено и английские матросы стреляли их для кормежки собак, хотя может и сами ели).
На верхней части о. Галиндез.
Лишайник.
Еще одни следы охоты. о. Винтер, старая станция Ворди хаус.
о. Скуа, птичий базар и панцири морских ежей.
Старая рация на Ворди хаус.
Дегустация икры морских ежей.
Морской котик и материковый ледник.
Череп морского котика.
Лишайник.
Позвонок кита.
Пингвины Адели. О. Гротто.
По возвращении, Таран отправился на пенсию, в кладовку. А через некоторое время у меня появился "Финский" с прямыми спусками и сталью Z90 о чем писал обзор и тесты. Захотелось более деликатного реза и ножик был отдан на регриндинг. Где был сведен тоньше, но и потерял немного в длине. Поработав им не так уж и долго, снова был вытеснен из рабочего круга более молодыми конкурентами. Через несколько лет был приобретен металлоискатель. И начался новый этап моего летнего лесного досуга. Более пяти лет "Финский" висит на поясе, выполняя вспомогательную функцию для малой пехотной лопатки, которой я копаю артефакты в земле. Обрезать корни, прорезать лианы для прохода в заросший участок, обкопать в узком месте артефакт, просто как щуп. Из ножевых задач он выполняет пожалуй самые неблагодарные, ножу достается так что рафинированный ножеман регулярно падал бы в обморок. Почвы у нас в большинстве случаев песчаные, иногда чистый песок, суглинок или глина. Клинок заметно чаще других приходится править и точить, а вот рукояти опять все нипочем, частенько забывая нож после лесной прогулки вымазанный в в глине и песке он спокойно ждет следующего выхода нисколько не реагируя на внешние воздействия.
Рукоять шикарна. Мне - идеальна по руке, любым хватом для любой работы. Не боится ничего и никого. Выглядит - красиво, при этом практична и не требовательна.
Перейдем к сегодняшним героям. При уже восхваленной, полноценной рукояти - относительно короткие клинки, все созвучно названиям в северной традиции. Только клинок Норда малого немного выбивается из традиционных стереотипов своим пчакообразным силуэтом с задранным кончиком.
Норд малый. Клинок: силуэт - приподнятый кончик (пчак), строй - тройной клин, прямые спуски от обуха с подводом и клин по обуху от рукояти к кончику клинка. Длина клинка - 80 мм., при этом длина режущей кромки, за счет подъема - тоже 80 мм. Толщина обуха (у рукояти) 3,4 мм. Сведение (к началу подводов) 0,5 мм. Финиш клинка - полировка "в зеркало" Заводская заточка - бреет.
Кончик клинка.
Норд. Клинок: силуэт - прямой обух, строй - тройной клин, прямые спуски от обуха с подводом и клин по обуху от рукояти к кончику клинка. Длина клинка - 101 мм., длина РК - 100 мм. Толщина обуха (у рукояти) 3,5 мм., на кончике клинка 1,4 мм. Сведение (к началу подводов) 0,8 мм (у рукояти), 1,2 мм на кончике клинка. Финиш клинка - черное покрытие. Заводская заточка - бреет.
Кончик клинка.
Тестирование.
Силовой рез. Горлышки ПЭТ-бутылок. Норд зашел буквально на пару миллиметров и наотрез окразался продолжать, резать одной рукой далее невозможно. Норд малый зашел на 15 мм, как раз до опоясывающего бортика, до которого закручивают пробку. И аналогично замер на этом рубеже.
Манильский канат (24 мм.). Норд малый, к моему удивлению сделал 6 резов, конечно из-за сведения полез неохотно и канат приходилось проворачивать вокруг оси, но все же резал нормально и только шестой кусочек пришлось допиливать с дополнительным усилием. Норд показал вдвое худший результат 3 реза, последний со значительными усилиями.
Стойкость РК и восстановление заточки. Оба ножа не имеют видимых повреждений режущей кромки, оба не бреют и оба режут бумагу почти без махры. По одному движению с каждой стороны клинка по ребру белого триангла и оба ножа начинают неуверенно брить. По нескольку минут вдумчивой правки и ножи бреют с отскоком. Почему так долго? Необходимо внимательно следить за и так немалыми углами заточки к тому же увеличивающимися к кончику клинка.
Пеньковый канат (14 мм.). Норд отрезал 20 кусочков, но в конце второго десятка я откровенно пошел на результат, допиливать было очень трудно. На режущей кромке хорошо видны несколько длинных блесток-заминов.
UPD. Известная аксиома - канат уважает геометрию. Аксиома не требует доказательств, но мне просто не хотелось оставлять у себя ножик с таким конским сведением, тем более что достался он мне, по сути за копейки, что всегда располагает к издевательствам. В общем на следующее утро после публикации обзора, я взял алмазные бруски и поднял подводы приблизительно вдвое. Финишировал исскуственными водниками советского производства остановившись где-то на 7-10 микронном зерне. Получилось не очень что бы аккуратно, спешка тут только вредит, но будет вдохновение и время, ещё помедитирую...
Нож резво брил предплечье и я снова пошел к пеньковому канату. Результат, как говорится, на лицо, 70 резов. Причем остановился я не на пределе, а просто почувствовав что нож притупился, при чем на РК блестки еле заметны, по сравнению с прошлым тестом - практически не заметны.
Норд малый уже ожидаемо, отрезал в два раза больше, 40 резов, при этом идет в канат легче и рука устала меньше. Что также радует - на режущей кромке практически не видно повреждений, есть одна очень слабая блестка.
Правка на белой керамике - оба ножа отлично, по нескольку движений и бреют "с отскоком"
Консервная банка. Норд. Серия из 10 ударов в крышку, на РК кончика и подъема - никаких изменений, слабо но бреет. Бумагу немного махрит, но режет спокойно.
Вскрытие крышки - подъем не бреет, остальная кромка продолжает неуверенно брить.
Норд малый. Результаты по повреждениям РК полностью аналогичные, нужно лишь отметить что крышку вскрывать было заметно легче, срез вышел ровный и аккуратный.
Легкие мишени режутся вполне неплохо, хлебушек, сало, сыр, что ещё нужно усталому путнику?
Подводя итоги: Рукояти все те же - просто огонь. По клинкам, Норд - сведен очень толсто как для такого небольшого клинка, нуждается в переточке, или регринд или конвекс. Или термообработка или материал клинка заметно уступает Норду малому, это хорошо видно на примере канатов.
Норд малый - своеобразная модель, на любителя, но для мелких аккуратных работ - очень удобная. Понравится ценителям рабочих ножей.
В 2009 году, Наталья Гребенщикова в очередной раз подарила кизлярские ножи зимовщикам антарктической станции Академик Вернадский, в той партии был и "Финский" и "Норд" и "Норд малый". Когда в 2010 году я снова отправился в сезонную экспедицию, то пообщался с полярниками кому достались эти ножики. Особенный восторг и комплименты были у владельца "Норда малого", биолога Игоря Дикого. Который в силу специфики своей специальности постоянно работал ножом и на полевых выходах и при отборе проб из пойманной рыбы, погибших животных и т.п.
Партия ножей прибывшая в 2009 году в Антарктиду. Бухта за о.Грин, стационарный пункт с аварийным запасом продуктов и укрытием (палатка) для потерпевших бедствие. Содержимое таких НЗ можно посмотреть здесь.
Рукоять шикарна. Мне - идеальна по руке, любым хватом для любой работы. Не боится ничего и никого. Выглядит - красиво, при этом практична и не требовательна.
Перейдем к сегодняшним героям. При уже восхваленной, полноценной рукояти - относительно короткие клинки, все созвучно названиям в северной традиции. Только клинок Норда малого немного выбивается из традиционных стереотипов своим пчакообразным силуэтом с задранным кончиком.
Норд малый. Клинок: силуэт - приподнятый кончик (пчак), строй - тройной клин, прямые спуски от обуха с подводом и клин по обуху от рукояти к кончику клинка. Длина клинка - 80 мм., при этом длина режущей кромки, за счет подъема - тоже 80 мм. Толщина обуха (у рукояти) 3,4 мм. Сведение (к началу подводов) 0,5 мм. Финиш клинка - полировка "в зеркало" Заводская заточка - бреет.
Кончик клинка.
Норд. Клинок: силуэт - прямой обух, строй - тройной клин, прямые спуски от обуха с подводом и клин по обуху от рукояти к кончику клинка. Длина клинка - 101 мм., длина РК - 100 мм. Толщина обуха (у рукояти) 3,5 мм., на кончике клинка 1,4 мм. Сведение (к началу подводов) 0,8 мм (у рукояти), 1,2 мм на кончике клинка. Финиш клинка - черное покрытие. Заводская заточка - бреет.
Кончик клинка.
Тестирование.
Силовой рез. Горлышки ПЭТ-бутылок. Норд зашел буквально на пару миллиметров и наотрез окразался продолжать, резать одной рукой далее невозможно. Норд малый зашел на 15 мм, как раз до опоясывающего бортика, до которого закручивают пробку. И аналогично замер на этом рубеже.
Манильский канат (24 мм.). Норд малый, к моему удивлению сделал 6 резов, конечно из-за сведения полез неохотно и канат приходилось проворачивать вокруг оси, но все же резал нормально и только шестой кусочек пришлось допиливать с дополнительным усилием. Норд показал вдвое худший результат 3 реза, последний со значительными усилиями.
Стойкость РК и восстановление заточки. Оба ножа не имеют видимых повреждений режущей кромки, оба не бреют и оба режут бумагу почти без махры. По одному движению с каждой стороны клинка по ребру белого триангла и оба ножа начинают неуверенно брить. По нескольку минут вдумчивой правки и ножи бреют с отскоком. Почему так долго? Необходимо внимательно следить за и так немалыми углами заточки к тому же увеличивающимися к кончику клинка.
Пеньковый канат (14 мм.). Норд отрезал 20 кусочков, но в конце второго десятка я откровенно пошел на результат, допиливать было очень трудно. На режущей кромке хорошо видны несколько длинных блесток-заминов.
UPD. Известная аксиома - канат уважает геометрию. Аксиома не требует доказательств, но мне просто не хотелось оставлять у себя ножик с таким конским сведением, тем более что достался он мне, по сути за копейки, что всегда располагает к издевательствам. В общем на следующее утро после публикации обзора, я взял алмазные бруски и поднял подводы приблизительно вдвое. Финишировал исскуственными водниками советского производства остановившись где-то на 7-10 микронном зерне. Получилось не очень что бы аккуратно, спешка тут только вредит, но будет вдохновение и время, ещё помедитирую...
Нож резво брил предплечье и я снова пошел к пеньковому канату. Результат, как говорится, на лицо, 70 резов. Причем остановился я не на пределе, а просто почувствовав что нож притупился, при чем на РК блестки еле заметны, по сравнению с прошлым тестом - практически не заметны.
Норд малый уже ожидаемо, отрезал в два раза больше, 40 резов, при этом идет в канат легче и рука устала меньше. Что также радует - на режущей кромке практически не видно повреждений, есть одна очень слабая блестка.
Правка на белой керамике - оба ножа отлично, по нескольку движений и бреют "с отскоком"
Консервная банка. Норд. Серия из 10 ударов в крышку, на РК кончика и подъема - никаких изменений, слабо но бреет. Бумагу немного махрит, но режет спокойно.
Вскрытие крышки - подъем не бреет, остальная кромка продолжает неуверенно брить.
Норд малый. Результаты по повреждениям РК полностью аналогичные, нужно лишь отметить что крышку вскрывать было заметно легче, срез вышел ровный и аккуратный.
Легкие мишени режутся вполне неплохо, хлебушек, сало, сыр, что ещё нужно усталому путнику?
Подводя итоги: Рукояти все те же - просто огонь. По клинкам, Норд - сведен очень толсто как для такого небольшого клинка, нуждается в переточке, или регринд или конвекс. Или термообработка или материал клинка заметно уступает Норду малому, это хорошо видно на примере канатов.
Норд малый - своеобразная модель, на любителя, но для мелких аккуратных работ - очень удобная. Понравится ценителям рабочих ножей.
В 2009 году, Наталья Гребенщикова в очередной раз подарила кизлярские ножи зимовщикам антарктической станции Академик Вернадский, в той партии был и "Финский" и "Норд" и "Норд малый". Когда в 2010 году я снова отправился в сезонную экспедицию, то пообщался с полярниками кому достались эти ножики. Особенный восторг и комплименты были у владельца "Норда малого", биолога Игоря Дикого. Который в силу специфики своей специальности постоянно работал ножом и на полевых выходах и при отборе проб из пойманной рыбы, погибших животных и т.п.
Партия ножей прибывшая в 2009 году в Антарктиду. Бухта за о.Грин, стационарный пункт с аварийным запасом продуктов и укрытием (палатка) для потерпевших бедствие. Содержимое таких НЗ можно посмотреть здесь.